Бонавентура - Путеводитель души к Богу

Бонавентура - Путеводитель души к Богу

Автор доказывает, что интертекстуальный принцип - один из самых важных в технике Бонавентуры. Он использует отсылки к другим литературным и культурным источникам, чтобы подтвердить свой взгляд на реальность. Клингеманн; театроведение; театрализация; герменевтика театра; театральная интертекстуальность. Михайлов доказывает, что автором романа, скорее всего, является немецкий философ Ф. Но новейшие немецкие исследования почерка в оригинальной рукописи доказывают несомненное авторство А. Август Клингеман, творивший под псевдонимом Бонавентуры, безусловно, удивительно талантливый литератор, во многом предвосхитивший открытия прозы в. При этом художественные особенности и поэтика романа оставались без внимания. Необходимо уточнить, что, анализируя те или иные аллюзии на различные тексты, встречающиеся в романе Клингемана, автору данной статьи неизбежно приходится кратко обозначать основные положения оригинальных текстов.

Бонавентура и Фома: одна вера и две философии

Так как блаженство представляет собой не что иное, как наслаждение величайшим благом, а величайшее благо находится выше нас, то никто не может стать блаженным, не возвысившись над собой, причем возвысившись не телом, а сердцем. Подняться же над собой мы можем лишь благодаря поднимающей нас высшей силе. Сколько бы ни было внутренних ступеней в нашей душе, все равно это ни к чему не приведет без божественного содействия. Оно же ниспосылается тем, кто просит его со смиренным и благоговейным сердцем, а это заключается в том, что он воздыхает пред Богом в этой долине плача, что достигается в свою очередь путем пламенной молитвы.

Радовался брат Бонавентура, когда брат Марк указывал на его /f. .. Но, с Божией помощью, тотчас прибыл некий брат Понций, святой человек, который . Однако епископ всю свою жизнь пребывал в страхе; и это было великим.

Роланд Кремонский стал первым доминиканским профессором в здешнем университете. Францисканцы появились в Париже в г, и около г. Александр из Гэльса, который уже преподавал в Париже, стал членом францисканского ордена. Оба нищенствующих ордена получили кафедры в Париже в то время, когда епископом этого города был Гильом из Оверни. До своего назначения епископом Гильом преподавал в Париже; он был образцом широко мыслящего эклектика.

Воспользовавшись новой ученостью, он применял идеи, почерпнутые у Аристотеля, Авиценны и Ибн Гебироля, соединяя их с августиновскими теориями и подчиняя развитию христианского теологического мировоззрения. Например, он принял аристотелевское представление о душе как"совершенстве физического, органического тела, имеющего жизнь в потенции" , однако, хотя он был готов в аристотелевском духе говорить о душе как о форме тела, он использовал также и платоновско-августиновские формулировки для описания взаимоотношений между душой и телом.

Кроме того, он отвергал авиценновскую теорию отделенного деятельного разума, которую приписывал, как и Авиценна, самому Аристотелю, и взамен обращался к августиновской теории божественной иллюминации. Далее, хотя Гильом принимал учение Авиценны о различии между сущностью и существованием и использовал его для различения Бога и тварей, он отвергал неоплатонически-авиценновскую теорию эманации и выступал против учения о вечности мира Александр из Гэльса, чьим учеником некоторое время был св.

Франциск, происходит из состоятельной знатной семьи. Учился в францисканской монастырской школе, затем в Сорбонне Париж , сначала на факультете искусств, а затем, после вступления в францисканского ордена, на факультете теологии под руководством Александра с Гэльса, чье место преподавателя после смерти учителя он занял в С доктор теологии, преподает в францисканской школе в Париже. В возглавляет орден францисканцев. Был талантливым организатором церковной жизни, которому удалось примирить две враждующие течения в ордене - т.

Франциска и релаксатив, живших в согласии с миром, - и создать орден интеллектуалов, дал миру много выдающихся философов.

можно выразить и так: удивись всему и испытай страх и благоговение. . Представляя августинизм 13 в., Бонавентура разрабатывал так называемую . Божия. Схоластика разработала целую систему таких"доказательств".

Баньореджо , Тоскана Его отец был врачом и имел значительное состояние. По-видимому, именно этот случай побудил его в дальнейшем принять монашество и вступить в орден францисканцев. После его смерти Б. Писанию под руководством профессора. После того как Б. В первые годы нового служения Б. После возвращения во Францию стал готовиться к генеральному капитулу собору духовенства францисканского ордена в Нарбоне и кодифицировать существовавшие к тому времени декреты.

Собор поручил ему написать новую биографию св. Франциска, после чего Б. Он прервал свои занятия для знакомства с новым папой Урбаном , избранным 29 авг. Антония Падуанского , а в мае того же года провел генеральный капитул, к-рый рассматривал вопрос об упорядочении литургической жизни ордена и к-рому Б. В марте г.

8.10. Бонавентура и Фома: одна вера и две философии

После периода культурной изоляции латиноязычный христианский мир вступает, благодаря освоению новых торговых путей и политической и военной экспансии, в контакт с иными философскими традициями. Этот момент культурного подъема совпал с фазой декаданса религиозного духа, в котором проступили черты усталой вялости. Вера как подлинное основание жизни, как встарь, так и ныне, по плечу немногим подвижникам, для большинства же она лишь эмоциональный; факт.

Добрая Дева Мария, помоги мне во всякой печали, страхе и нужде! Выхлопочи мне у (по Св. Бонавентуре). Мольба .. Да воинствам и мир душам, дабы Царствие Божие при покойном порядке распространилось по Земле.

После периода культурной изоляции латиноязычный христианский мир вступает, благодаря освоению новых торговых путей и политической и военной экспансии, в контакт с иными философскими традициями. Этот момент культурного подъема совпал с фазой декаданса религиозного духа, в котором проступили черты усталой вялости. Вера как подлинное основание жизни, как встарь, так и ныне, по плечу немногим подвижникам, для большинства же она лишь эмоциональный; факт.

Иерархическая структура церкви, к которой принадлежал клир, выглядела так: Все эти три страта плохо сообщалишсь между собой, что крайне осложняло возможность религиозного обновления. Клир проявлял большую озабоченность своими отношениями с имперской властью, где даже директивы Папы были на втором плане, любовь к привилегиям плохо уживалась с евангельскими истинами.

Монахи в монастырском своем бытии стремительно обогащались, злоупотребления вошли в привычку. Реакция воспоследовала в виде движений протеста, знаменем которых был евангельский идеал нестяжания, бедности и смирения духа перед лицом тщеславия утративших чувство меры нуворишей в рясах. Впрочем, призыв к бедности и защита евангельского идеала жизни в усердии и трудах часто обретал манихейскую окраску, когда негативизм касался церковной иерархии, которой противопоставлялась церковь примитивная.

Покаяние и уподобление Христу в его крестных муках подчас были для еретиков аргументом в пользу презрения к телу и всему телесному, мирскому. Таковы были флагелланты"бичующие" , гумилиаты"униженные" , полагавшие, что и миряне могут проповедовать. Ярким выразителем этих настроений стал Франциск Ассизский — , который сумел не просто выразить народные чаяния во всей их настоятельности жить согласно Евангелию, отказаться от роскоши, содержать себя собственным трудом, смиренно молиться , но и сохранить равновесие перед искушением экстремизма и нигилизма в неподчинении официальной церкви и нудном пессимизме.

Францисканцы, внешне подчиняясь церкви, не искали уединения, безопасных островов и самолюбования в святости.

Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения: О страхе Божием

Их слушать дальше - свихнешься, братцы! Снова придется разок подраться, Возбудились чувства во мне опять, Что совсем было начали погасать От теорий всех этих надмирно-унылых. Как ни старались творцы их, - не в силах Обратить меня были, - сия криница Для тех, в ком не кровь течет, а водица. В толк не возьму я, как могут они Рассуждать о религии целые дни.

Позволить возможно ли этим великим умам Рассудок и дальше туманить в отечестве нам?

В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также Согласно традиции христианского учения, С. как «Божия сила» и Св.Бонавентура различал conscientia и synderesis как способности суждения и.

Вашестов"Век святого Бонавентуры" - что означает для нас это словосочетание? Великий человек манифестирует свое время, придает ему смысл. И оно, обретая определенные всем измерения, становится историей. Время великого полководца или государственного деятеля выражает закономерный ход политической истории объясняет судьбу государства, периоды его расцвета и упадка, торжество национальной воли и трагедию порабощенного народа.

Время поэта или художника открывает другие измерения. Жизнь современников, обусловленная эпохой, но преображенная в их творчестве, открывается и предстоит вечности, она обретает формы символа, где частное, индивидуальное, мимолетное не исчезает, а сосуществует с общим и потому становится понятным самым отдаленным потомкам. Бонавентура такой же поэт и художник, что и мастера готических соборов.

Он художник умопостигаемого, мастер поэзии понятий. Как архитекторы соборов подражали композициям теологических"Сумм", так и Бонавентура, созерцая озаренные в погожий день солнечными лучами интерьеры готических соборов, разрабатывал метафизику света, рвущего и пронизывающего косную материю. Век святого Бонавентуры нашел отражение в его трактатах и экстатических проповедях, мистических видениях и аскетических подвигах.

Оттого, видимо, и ныне не прерывается"цепь" его исследователей и последователей. Нам для изображения века Бонавентуры нет нужды рассказывать о политической ситуации в Италии, где он родился, или Франции, где получил образование, или Испании и Германии, где он учил и проповедовал.

Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ

Святой Бонавентура Бонавентура — родился в маленьком итальянском городке, входившем в состав существовавшего тогда Папского государства. Бонавентура был прекрасно образован и даже несколько месяцев года был профессором на факультете теологии Парижского университета. Но очень скоро его избирают генералом ордена францисканцев, кем он и оставался до конца своей жизни.

Автор:Иоанн де Каулибус (Псевдо-Бонавентура) . великих и глубоких тайн Божиих. Например, блаженный Франциск: откуда, ты думаешь, он получил такое обилие . В назначенный день возвращаются они в страхе и тревоге.

Схоластика , кардинал с Был причислен к лику святых и к числу пяти величайших учителей церкви Как генерал францисканского ордена с , преследовал сторонников радикального крыла ордена. Учился в Парижском университете, где затем был профессором. Развивал идеи Платона и Августина, сдержанно относясь к аристотелизму. Универсалии мыслил как божественные прототипы вещей. Полное знание считал достижимым не через чувства или схоластическую спекуляцию, а лишь через мистическое созерцание, постижение абсолюта в экстатическом слиянии с богом.

О страхе Божием и общем спасении

Генеральная аудиенция 17 марта Генеральная аудиенция. Генеральная аудиенция Общая аудиенция 17 марта состоялась в В своей речи на итальянском языке, продолжая цикл катехез о христианской культуре, Папа вновь остановился на личности св. Дорогие братья и сестры, Этим утром, продолжая размышление прошлой среды, мне бы хотелось углубить вместе с вами другие аспекты учения св.

Он является выдающимся теологом, заслуживающим того, чтобы быть поставленным рядом с другим величайшим мыслителем, своим современником св.

По замыслу Бонавентуры, философия, наука, любое мирское знание, занятие в душе чувство благоговейного предстояния Богу в страхе и восхищении."Когда наш ум во Христе, Сыне Божием созерцает нашу собственную.

Путеводитель души к Богу Пролог 1. Вначале я взываю к Первоистоку, откуда исходит любое озарение, к Отцу светов, от Которого нисходит"всякое даяние доброе и всякий дар совершенный" , то есть к вечному Отцу. Этот миролюбивый человек, который"был мирным среди тех, кто ненавидит мир" , говорит об этом мире"Просите мира Иерусалиму". Ведь он знал, что трон Соломона покоится на мире, ибо написано: Когда по примеру отца нашего святого Франциска я, грешный, недостойный седьмой преемник блаженного отца, после его смерти в генеральском служении братьям , задыхался в поисках этого мира, тогда случилось так, что по божественному вдохновению почти в день тридцать третьей годовщины кончины святого я оказался на склоне горы Альверны как на месте покоя, желая обрести духовный мир.

Будучи там и размышляя о путях духовного восхождения к Богу, вспомнилось мне среди прочих чудо, произошедшее в этом месте с самим святым Франциском, когда он увидел серафима с крыльями, сложенными по подобию Распятия. Погруженному в эти мысли, открылось мне, что видение это говорит об экстазе блаженного отца и указывает путь, следуя по которому можно его достичь. Под шестью крыльями серафима на самом деле следует понимать шесть ступеней озарения, которые проходит душа, как бы шесть ступеней или дорог, которыми она восходит к миру через экстатические излияния христианской мудрости.

Нет иного пути к этому, кроме как пути пламенной любви к Распятому Христу, именно благодаря ей Павел"восхищен был до третьего неба" , и именно она настолько преобразила его во Христе, что он сказал: Эта любовь завладела душой святого Франциска до такой степени, что дух вошел в плоть, когда на протяжении двух последних лет своей жизни он носил на своем теле священные стигматы Страданий Христовых. Итак, образ шести крыльев серафима олицетворяет шесть ступеней озарения, начинающихся в сотворенном мире и ведущих к Богу, к Которому никто не войдет иначе, как через Христа Распятого.

Ведь"кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник". А тот, кто через эту дверь"войдет и выйдет, и пажить найдет".

Читать онлайн «Путеводитель души к Богу»

Наши противники одобряют первый артикул Вероисповедания, в котором мы провозглашаем, что веруем и учим о том, что существует одна Божественная Сущность, неразделимая и единая и т. Данный артикул мы всегда преподавали и защищали, мы веруем, что он имеет определенные и твердые подтверждения в Священных Писаниях и не может быть опровергнут. Мы непрестанно утверждаем, что люди, полагающие иначе, находятся вне Церкви Христовой и являются идолопоклонниками, оскорбляющими Бога.

О первородном грехе Второй артикул, о первородном грехе, наши оппоненты также одобряют, однако они одобряют его так, что при этом осуждают определение первородного греха, которое мы попутно дали. Ибо, тогда как мы простодушно и бесхитростно хотели мимоходом упомянуть то, что включает в себя понятие первородного греха, эти люди, путем формирования недоброжелательного истолкования, ловко исказили предложение, само по себе не имеющее ничего дурного.

Вполне очевидно, что подобные ухищрения исходят из [богословских] школ, а не из императорского Совета.

Бонавентура воспринял от учителя тезисы экземпляризма и разумных семян , . уйдя из всего внешнего, а затем, победив в себе страх, увидеть, наконец, что сотворенный в любви мир и вновь кровью божией омытый, он каждый.

Виктор Лега Можно ли соединить научное и философское познание мира с мистическим опытом? Почему необходимо обратиться к математике? Что это за шесть путей к Богу, о которых пишет Бонавентура? Есть ли противоречие между познанием мира, познанием себя и познанием Бога? Рассказывает Виктор Петрович Лега. Бонавентура поступает во францисканский орден Начиная с Х века философия в Западной Европе развивается в основном в двух монашеских орденах: Наиболее известным философом среди доминиканцев является Фома Аквинский , о котором мы говорили в прошлый раз.

А у францисканцев — Бонавентура, крупнейший философ и богослов этого времени, даже причисленный Католической церковью к пяти наиболее великим учителям Церкви. К сожалению, о детских годах его практически ничего не известно. Мы знаем примерные годы его рождения — й или й. Родился он на территории Италии, в Папской области; по рождении его имя было Джованни Фиданца. Вскоре о реальном имени забыли, и в историю этот человек вошел как Бонавентура.

Читать онлайн"Путеводитель души к Богу" автора Бонавентура - - Страница 1

Беседа первая Мы все, братие и сестры, особенно страдаем двумя основными недостатками. Первый заключается в том, что мы не умеем молиться, не учимся молиться, не работаем над нашею молитвой, не готовимся к ней всею нашей жизнью. Второй же наш недостаток — отсутствие того основного, что было у всех угодников Божиих, что и в Ветхом Завете у пророков, и в Новом Завете было непременным условием служения Богу — страха Божия. У нас его нет совсем или почти нет, и теперь многим кажется, что он и вовсе не нужен.

Мы слишком часто забываем, что Господь не только Спаситель, но и Судия, что не только милосерд Он, но и справедлив, и Святая Церковь не перестает напоминать нам о необходимости иметь страх Божий, она постоянно напоминает нам о нем через творения святых отцов, через молитвы и церковные песнопения.

"Legenda maior" Бонавентуры и цикл фресок Джотто в Верхней церкви набор добродетелей, деятельность, ведущую к торжеству царства Божия, чудеса. .. Делюмо Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации.

Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, как мы сказали, ещё новоначальный: Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему: Сей-то имеет истинную любовь, которую Святой называет совершенною.

И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться её. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх: Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом.

Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему. Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно, тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святой Антоний говорит:

Патриарх Кирилл о страхе Божием


Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как можно стать бесстрашным, кликни тут!